Индивидуальные, групповые и командные супервизии
Заочная супервизия – удивительный феномен: как может супервизор или группа коллег, даже самых квалифицированных, оказывать помощь специалисту, выносящему случай на обсуждение, когда они сами не видели этого клиента, не присутствовали на консультациях с ним?
Конечно, есть профессиональные знания, которыми опытный психолог может поделиться с менее опытным коллегой. Например, в случае работы с какой-либо специфической темой бывает важно указать на ее особенности, подводные камни – тогда супервизия выполняет обучающую функцию.
В супервизии на первый план может также выходить задача поддержки, когда специалисту важно выговориться и получить от коллег обратную связь, что он не один со своими трудностями, что он не плохой, и в них практике тоже бывает нечто подобное.
Но все-таки, как правило, главная задача супервизии – фасилитация: помочь супервизанту ответить на беспокоящие его вопросы по конкретному случаю, чтобы «застрявший» процесс работы смог двинуться дальше. Для этого супервизору (и группе – если это групповой формат) нужно вникнуть в случай, изучить, исследовать его. Это оказывается возможным благодаря так называемому параллельному процессу, когда случай - со всеми присущими ему чувствами, ощущениями, динамиками – «оживает» и начинает разворачиваться в пространстве супервизии, затрагивая всех присутсвующих.
Для плодотворного использования параллельного процесса нужно, чтобы участники супервизии знали о его существовании и были готовы воспринимать случай не только рационально, «головой», но также и внимательно прислушивались бы к своим чувствам, ощущениям, телесным реакциям. На время супервизии они становятся как бы «носителями случая».
Итак, в ходе супервизии участники, не знакомые со случаем, погружаются в него – и теперь они могут его осмыслять и анализировать, формулировать свои гипотезы относительно его динамики. Супервизант же, наоборот, имеет шанс освободиться от «захваченности» случаем и посмотреть на него несколько со стороны. Все это работает на увеличение ясности и ведет к разрешению трудностей.
Параллельный процесс активно используют в балинтовских группах и в расстановках, но он так же разворачивается и в индивидуальной супервизии, в контакте супервизора и супервизанта.
По окончании супервизии специалист, представляющий случай, «забирает его обратно» и делает из произошедшего свои выводы. Он имеет право решать, что ему делать дальше, и выбирать, какие из предложенных осмыслений и рекомендаций ему подходят, а какие нет.
Таким образом, в процессе супервизии можно выделить 6 этапов:
1) представление случая супервизантом;
2) формулирование им запроса к супервизору (группе);
3) уточняющие вопросы;
4) погружение в случай, обмен чувствами и ощущениями;
5) аналитическое осмысление и гипотезы;
6) завершение, обратная связь.
Четкая последовательность этих этапов особенно важна в групповых формах супервизии или интервизии, однако и в индивидуальной супервизии мы проходим те же шаги, не всегда обозначая их вслух.
Важная задача супервизии – оставить специалиста в ресурсе. Поэтому все обсуждения ведутся максимально бережно, супервизор создает безопасную и поддерживающую обстановку.